Устроен барботер просто: это пластмассовый полупрозрачный флакон от шампуня на 0,65 л и выточенная из алюминия крышка с двумя штуцерами. От входного штуцера трубка опущена почти до дна, а выше уровня воды (флакон заполнен на 2/3 объема) в ней сделано отверстие, чтобы при остывании двигателя вода не засасывалась внутрь. Место установки барботера на автомобиль показано на рис. 2. Он присоединен двумя хомутами к патрубку забора теплого воздуха. От барботера к двигателю протянуты трубки с внутренним диаметром 15 мм. Тонкой двойной линией показано старое «штатное» соединение вентиляции картера.
Я эксплуатирую барботер уже шесть лет. Он стоит на двигателе УЗАМ-412 1987 г. выпуска, в котором установлена дополнительная прокладка на бензин А-76. Подключаю его только в сухую теплую погоду перед дальней поездкой по хорошей дороге. Проехал около 70000 км. Барботер снижает расход бензина до 6,6 л на 100 км при езде по трассе. Расход воды 0,1 л на 100 км. При езде по городу или проселку на низших передачах экономии топлива нет.
Устройство очищает картерные газы от масла и смол, предотвращая от засорения карбюратор и окружающую среду. Вся грязь, которая у старых автомобилей с выведенной вниз трубкой вентиляции картера, попадала на дорогу, теперь при подключенном барботере остается в воде.
При подключении барботера обороты двигателя не меняются, изменения мощности я не заметил.
Перед заездом в гараж отключаю барботер, направляю картерные газы по «штатному» пути и даю поработать 1...2 мин, продувая двигатель от водяных паров.
Признавая безусловную пользу устройства, нужно отметить, что количество картерных газов, проходящих через систему очистки, в значительной мере зависит от возраста двигателя. Оно лавинообразно возрастает с износом цилиндро-поршневой группы. Поэтому и количество водяного пара, поступающего в двигатель, будет сильно меняться на протяжении жизни двигателя. А качественные и количественные показатели работы устройства основаны на личном опыте автора, эксплуатирующего один конкретный еще сравнительно не старый двигатель.
При повторении этой конструкции и установке устройства на автомобиль водителю необходимо постоянно следить за тем, чтобы отверстие, расположенное над уровнем воды во входной трубке барботера, не было засорено маслом и смолами. Это особенно важно для двигателей, которые уже в возрасте. Перед длительной остановкой нужно обязательно отключать барботер от двигателя. Иначе последствия попадания воды в масло двигателя и переувлажнение карбюратора могут в материальном выражении превысить планируемую экономию бензина.
Журнал «САМ» №1, 1997 год