В конструкции моталки (рис. 1.) двигатель через резиновый ролик вращает шкив, на котором под наклоном 45° на кронштейне закреплен вращающийся вал. На него и наматывается нить по специальной (аналогично промышленной) укладке. Это достигается благодаря тому, что вал через колесо с резиновой шиной из-за вращения шкива катится по неподвижному конусу, закрепленному на оси. Поскольку частота вращения шкива и намоточного вала не совпадают, то плоскость очередного витка смещается, в результате чего мы получаем очень симпатичный клубок.
Особенность конструкции в том, что для привода моталки при данном соотношении диаметров резинового ролика и диаметра шкива применен электродвигатель РД-09 (СД-94) с частотой вращения вала 186 об/мин мощностью 12,5 Вт. В принципе, можно использовать и любой другой, изменив соответственно диаметры ролика и шкива для обеспечения частоты вращения шкива порядка 1—2 об/мин. Кстати, передачу вращательного движения на шкив можно сделать через ремень или пассик, особенно если применяемый двигатель более оборотистый. В нашем случае двигатель жестко не закреплен, поджимается резиновым жгутом в сторону моталки, чем обеспечивается прижим ролика к шкиву.
Сборка производится в следующем порядке: сначала на ось надевается шкив, на котором уже закреплен кронштейн, далее на ось устанавливается (запрессовывается, приклеивается) конус, после чего с помощью шпильки с втулкой крепится колесо в сборе с резиновой шиной. Шпилька фиксируется контргайкой, чтобы не заклинивать и не прослаблять колесо. При этом колесо с шиной должно быть в достаточном сцеплении с конусом, в то же время без особого усилия проворачиваться вместе со шкивом. Подрегулировать правильное соотношение можно слегка подогнув или разогнув кронштейн (в крайнем случае — подбором толщины шины, хотя при правильном изготовлении этого, конечно, не потребуется).
Намоточный вал лучше всего сделать с пропилом. Во-первых, для исключения проскальзывания его по посадочному месту на кол все. Это достигается посредством шпонки 2—3 мм, закрепленной на посадочном месте колеса. Во-вторых, это удобно для заправки нити. На конце нити завязывается узелок, который не дает ей выскользнуть из пропила. Кстати, это позволяет вытянуть начальную нить клубка с намоточного вала. А вязать изнутри клубка удобнее, так как он в этом случае остается (к большому огорчению кошек!) неподвижным.
Нить на моталку подается с промышленного или самодельного приспособления для сматывания пасмы. При сматывании с бобины надо закрепить нить на оси, хотя бы в тисках, например, через подтормаживающий проволочный змеевик, установленный на стержне на уровне невращающейся точки намоточного вала.
Шину для колеса лучше изготовить из листа нежесткой вакуумной резины, хотя вероятно сгодится и камера большегрузных машин. Вырезать можно ножницами, потом довести на наждаке, либо с помощью приспособления, изображенного на рис. 2. На упоре 1 вращается кронштейн 2 с заточенной кромкой. При резке резину необходимо смачивать водой.
Электрическая схема подключения двигателя (рис. 3.) обеспечивает не только включение, но и его реверс, который, возможно, понадобится, поскольку при вращении в одну сторону нить подкручивается, а в обратном — прославляется.
Ну, а теперь включайте и успевайте снимать готовые клубки.
Журнал «САМ» №4, 1995 год